+7 (964)379-55-92
Записаться на консультацию
Ежедневно с 10.00 до 22.00

НАРУШЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРОГРАММА

 

 Психологические и физиологические аспекты нарушения пищевого поведения

 

Основные тезисы, этапы и методы работы

 

Нарушение пищевого поведение – это отклонение от привычного образа приема пищи, времени приема, суточной частоты и его количества, приводящее к изменению физиологического состояния организма. Данное понятие употребляется в следующих случаях, при переедании – неконтролируемом приеме пищи, приводящем к избыточному весу или при диете, приводящей к снижению веса до критического уровня.

 К основным расстройствам приема пищи относятся: нервная анорексия, нервная булимия и психогенное переедание. Согласно современным исследованиям, причины данного расстройства  делятся на психологические (дистресс, психологические травмы, внутренние конфликты), а так же социальные (принятые стандарты моды и фигуры), физиологические (травмы, заболевание различных органов и систем) и биологические (генетическая предрасположенность), а так же их совокупность. Так же причинами нарушения пищевого поведения может являться заболевание центральной нервной системы (психические расстройства), но в данной статье нарушение пищевого поведения мы рассмотрим с психо-физиологической стороны.

Рассмотрим кратко виды данного расстройства:

Нервная анорексия – расстройство, характеризующееся, чаще, резким снижением веса до критического уровня, поддерживаемого самим человеком по причине неудовлетворенности своим внешнем видом. Изначально с совершенно нормальным соотношением пропорций тела и его веса.

Согласно статистике, более всего данному расстройству подвержены молодые девушки подросткового возраста, которые наиболее чувствительны к влиянию извне и критике окружающих.  Данное расстройство наиболее сильно отражается на их здоровье, так как организм находится в стадии пубертата, когда происходит наиболее активный рост всех органов и систем, последовательное физическое и половое развитие девочки.

 Последствия нервной анорексии могут быть весьма плачевными, ввиду истощения организма из-за чрезмерной диеты, что может привести к нарушению работы эндокринной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Нарушения гормонального фона в период полового созревания может пагубно отразиться на фертильности девушки.

Нервная булимия –  расстройство, характеризующееся повторяющимися приступами переедания, приводящего к набору массы тела, что вызывает у больного озабоченность, вину и желание снизить вес любыми путями, прибегая к таким методам как прием слабительных, вызывание рвотного рефлекса или даже промывание желудка.

В основе данного расстройства, зачастую лежат психо-физиологические механизмы, к которым можно отнести психологические травмы, чаще в детском возрасте, дефицит внимания, особенности воспитания, культура приема пищи, неправильные методы поощрения и наказания.

Если с культурой приема пищи в целом все понятно, то с правильным воспитанием иногда возникают затруднения. Так, например, матери, у которых много обязанностей и не хватает времени на ребенка, реже удовлетворяют истинным потребностям своего ребенка и разбираются в причине его капризов.  Замещая, как правило, тем, чем им удобнее и проще, чаще что-то из еды, то, что любит ребенок, на втором месте - это, конечно, гаджеты. Тем самым формируя пагубную привычку, компенсировать неудовлетворенные потребности с помощью еды. В некоторых случаях формирование деструктивных паттернов поведения происходит в раннем детстве, когда мать неверно распознав природу беспокойства своего ребенка, прикладывает его к груди, тем самым замещая его истинную потребность.

Чуть позже, когда ребенок повзрослев, сталкивается с потребностью, которую не может удовлетворить по каким либо причинам, он прибегает к привычному способу решить возникший в связи с этим дискомфорт, при помощью еды.

Психогенное переедание – переедание, приводящее к набору лишнего веса под воздействием стрессовых факторов, вызванных травмирующей ситуацией, болезнью или смертью близких, социальной адаптацией, нарушением семейных отношений, личной неудовлетворенность и т. д..

Неумение справляться со сложными жизненными ситуациями, зачастую так же берет свое начало в детстве, неспособность выстраивать гармоничных взаимоотношений со своим ребенком, приводит в итоге к неверным методам воспитания. Вместо того, чтобы научить ребенка справляться со сложными ситуациями, родители его ограждают от них, тем самым лишая возможности в получении жизненно важного опыта, что впоследствии неминуемо приводит к повышению уровня тревожности и стрессу при решении каких-то сложных вопросов и ситуаций.

И если в детстве было закреплено определенное пищевое поведение, когда большинство потребностей замещалось едой, актом кормления, который не только успокаивает возбужденные центры головного мозга, но и приносит удовольствие, то такой механизм  закрепляется и срабатывает рефлекторно в стрессовых ситуациях. Например, ребенок испытывает дискомфорт от неудобных пеленок, подгузников или он описался, и вместо того, чтобы устранить причины дискомфорта, мать дает ему грудь, и ребенок успокаивается, то есть происходит замещение потребности, или, например, ребенок испугался, заплакал и, опять, на тебе грудь или чупа чупс (в зависимости от возроста), только не плачь!

Конечно, если это повторяется не систематически, и родители не злоупотребляют такой моделью взаимоотношений со своим ребенком, ничего страшного не произойдет. А если все же есть такой грех, то такая реакция закрепляется и становится доминирующей.

Почему же так происходит, почему такой неэффективный механизм закрепляется и становится доминирующим?

Ответ на этот вопрос очень простой и заключается в слабости нервной системы и отсутствии волевых качеств, так как при решении определенных задач, в особенности связанных с сильными эмоциональными переживаниями, человеку необходимо приложить определенные усилия, а если ребенок ограждался от всех трудностей или стрессовых ситуаций, у него просто нет возможности развить данные качества и получить жизненно важный опыт. Вот он и решает беспокоящие его вопросы привычным и менее энергозатратным способом, - с помощью поглощения еды, а так как такое замещения не может удовлетворить истинную потребность, то удовлетворение носит исключительно временный характер.

Проблематика темы, теория Гомеостаза

Страдающих от нарушения пищевого поведения можно условно разделить на два типа, с предрасположенностью к полноте и без таковой, и, если первые получают удовлетворение от достигших результатов, то со вторыми, в меру заниженной оценки и чувств собственной неполноценности, этого не происходит. Вообще, для людей страдающих расстройством пищевого поведения характерен, как правило, нормальный вес. И тут сразу сделаем замечание, что такое нормальный вес? Это тот вес, который позволяет слаженно функционировать всем органам и системам организма. Масса тела, рост и другие его параметры являются приспособительными особенностями, которые под воздействием внешней среды могут меняться в процессе эволюции. И как показывает практика, нормальные параметры организма не всегда совпадают с параметрами заданными индустрией красоты, пропагандирующими, как должна выглядеть якобы красивая и счастливая женщина.

И так, давайте рассмотрим, что же происходит, если человек, по каким-либо причинам подвергает сомнению свое физическое состояние или стремится к идеалу, навязанному обществом, индустрией мод и т.д.? Человек стремится всеми способами достичь желаемых параметров в ущерб нормальной работе всех органов и систем организма, тем самым нарушая гомеостаз.

Гомеостазспособность организма поддерживать постоянство внутренних и внешних систем организма, что очень важно для слаженной работы всех внутренних органов и систем. Длительное нарушения гомеостаза, вызывает сильное напряжение в организме с высокой затратой энергии, так как все органы и системы стремятся вернуться в исходное состояние.

Теперь представим, что нормальные физиологические параметры индивида отличаются от параметров поощряемых индустрией моды, обществом или собственным представлением о красоте, на определенную величину, и человек, путем диеты или изнуряющих занятий в спортзале, стремится достичь, как ему кажется, идеальных параметров. Тем самым нарушая нормальное функционирование организма, так как для поддержания новых параметров требуется затрата большого количества энергии.

А для того, чтобы поддерживать необходимое состояние, человек должен обладать достаточным запасом сил и энергии. Но как показывает практика, не все могут похвастаться сильными волевыми и физическими качествами, и тогда заложенные природой защитные механизмы, которые заключаются в сохранении относительного постоянства организма, берут верх! То есть человек перестает справляться и контролировать волевые усилия, связанные с диетой, да еще физические нагрузки в спортзале дают свое, наступает срыв, когда человек инстинктивно начинает восполнять затраченную энергию организма, зачастую покрывая ее с лихвой, про запас!

После чего человек ощущает вину, происходит самобичевание и инструментом, как не парадоксально это звучит, выступает то, с чем человек до этого и боролся, в случае пищевой зависимости, это еда и не просто еда, а большое ее количество в случае нервной булимии или строжайшая диета при нервной анорексии и часто в короткий промежуток времени!

Но стоит ли винить себя в том, что нам не под силу? Ведь природа срыва, как правило, заключается в сильном переутомлении организма и снижении контроля над физиологическими потребностями, а как мы знаем, пищевая потребность является одной из важнейших базовых потребностей. Мы же не виним себя за ночные поллюции, оргазм (во сне) при долгом отсутствии полового удовлетворения или другие физиологические потребности. Как долго вы сможете терпеть позывы к мочеиспусканию и не описаться? Как бы вы не терпели, результат будет один, в критический момент организм возьмет управление под свой контроль!

Для того, чтобы научиться договариваться со своим организмом и добиться желаемых результатов, нужно понять природу его функционирования, что поможет научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром. Ниже представлены 10 этапов коррекции пищевой зависимости, разработанных нами специально для этой цели!

Этапы коррекции нарушения пищевого поведения

1. Признание существования проблемы. Одна из главных задач в работе с нарушением пищевого поведения, заключается в том, чтобы помочь человеку в осознании и принятии существующей проблемы. Так как, если человек не придает существенного значения данного расстройства, любые методы работы не будут отражаться особой эффективностью. Важно разъяснить человеку о негативных последствиях при данных расстройствах (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание), какой вред они могут принести здоровью.

2. Работа с восприятием своего тела. В работе с нарушением пищевого поведения, когда человек с чрезмерной критичностью относится к своему внешнему виду, в особенности к массе и формам своего тела, важно выяснить, на сколько объективно он его воспринимает. Далее работа проводиться над тем, чтобы человек смог трезво оценить все особенности своего телосложения, увидел плюсы и минусы, что позволяет уменьшить уровень напряжения и критичности по отношению к своей внешности. Соответственно дальнейшая работа проводиться с тем, что человеку не нравится в своей внешности, при этом действия могут проводиться в двух направлениях.

 а) Работа над принятием тех особенностей, которые вызывают отвержение, при условии невозможности их коррекции.

 б) Проводится работа, способствующая устранению или частичной коррекции нежелательных особенностей внешнего вида.

3. Выявление причин нарушения пищевого поведения. Важнейшей частью работы является диагностика навязчивого поведения с выявлением причин, которые способствовали формированию нарушения пищевого поведения. Работа на данном этапе в основном заключается в изучении анамнеза, исключения эндогенных факторов расстройства. В особенности уделяется внимание детско-родительским отношениям, методам воспитания, психологическим травмам, внутренним конфликтам.

4. Выявление неудовлетворенных потребностей. Переходным этапом в работе с нарушением пищевого поведения, является выявление возможных неудовлетворенных потребностей. Особое внимание уделяется значимости данных потребностей в социальном окружении человека и роли их в его жизни.

5. Осознание механизмов навязчивого поведения.  Для того, чтобы разрушить деструктивные механизмы навязчивого поведения, человек четко должен понимать их природу, причинно-следственную связь их формирования и влияние этих взаимосвязей на его пищевое поведение.

6. Работа с внутренними ресурсами. Как правило, на прием к специалисту человек, с нарушением пищевого поведения, приходит уже достаточно подуставший, скептически настроенный на разрешение своей ситуации. Для преодоления данного барьера необходимо выявить те ресурсы, которые помогут человеку справиться с внутренней неуверенностью, придадут сил для дальнейшей работы.

7. Разрушение деструктивных моделей пищевого поведения. На данном этапе, необходимо четкое осознание неверных поведенческих паттернов, автоматических реакций и действий. Работа проводиться над осознанием автоматических установок, действий, реакций, стереотипов мышления.

8. Работа над удовлетворением значимых потребностей. Порой человек в меру своей закомплексованности и неуверенности испытывает трудности при удовлетворении самых различных потребностей, начиная от запрета на личное счастья, удовольствие и заканчивая служением на благо всех кроме себя. Работа проводиться поэтапно, начиная с мыслей о возможности удовлетворения значимых потребностей, а после того, как человек адаптируется, переходить к реализации их в действительности.

9. Формирование правильного пищевого поведения. Дальнейшая работа проводится, опираясь на физиологические особенности организма и социально значимые установки индивида. Подбирается наиболее оптимальный режим дня, физической нагрузки и отдыха, диета. Изменения не должны быть резкими, а исполнение утомительным, с чрезмерной физической и психологической нагрузкой. 

10. Работа с экзистенциональными потребностями.  Хочется верить, что каждый человек играет определенную роль в нашем мире, вера в смысл помогает нам в осуществлении многих жизненных идей, целей, преодолении трудностей и невзгод, поэтому в завершении работы необходимо помочь человеку в выборе значимой роли, осознании, понимании и принятии смысла своей жизни.

Методы работы при нарушении пищевого поведения

1. Самостоятельная работа над собой.  Благодаря развитию всемирной паутины, в интернете можно легко найти любую интересующую вас информацию. В сети существует множество методик и советов как бороться с расстройством пищевого поведения, и, в принципе, придерживаясь их, можно добиться ощутимых результатов.

2. Групповая психотерапия. При лечении расстройства пищевого поведения хорошо себя зарекомендовала групповая психотерапия. Подобные группы, как правило, собираются по определённой тематике, поэтому, ситуации, в которых участники испытывают затруднения, похожи между собой. Что даёт возможность с разных сторон посмотреть на ситуацию и проанализировать ее. К тому же всегда легче делиться своими переживаниями, трудностями с теми, кто тебя понимает. Групповая психотерапия помогает человеку осознать нелепость некоторых суждений и закрепившихся неверных установок.

3. Индивидуальная психотерапия. Данный метод включает в себя индивидуальную работу  специалиста с клиентом. Данный вид психотерапии эффективен тем, что психолог или другой специалист, может уделить достаточно внимание своему клиенту, тщательнее изучить механизмы формирования расстройства, найти индивидуальный подход для преодоления возникших трудностей. 

4. Комплексная психотерапия . В основном данный вид психотерапии встречается при тяжелых запущенных случаях, когда обычные методы уже не работают или когда нужно добиться результата в более короткие сроки. В комплексную психотерапию включаются все вышеописанные методы, плюс ресурсные телесные практики, которые помогут активизировать резервные ресурсы организма.

Данный подход является более продуктивным, способствует скорейшему решению поставленных задач.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, свяжитесь с нами, мы обязательно на них ответим.

 

Продолжительность и стоимость работы

Продолжительность и стоимость работы зависит от выбранного метода:

  • Работа в группах с периодичностью встреч 1 раз в неделю – стоимость участия 1000 рублей, продолжительность до 2х часов, количество участников не более 8 человек. Формат работы, очные встречи в заранее обговоренное время.
  • Индивидуальные встречи, периодичность от 1го раза в неделю – стоимость 2000 рублей, 60 минут.  Встречи могут проходить как очно, так и онлайн (скайп, вацап, вайбер).
  • Комплексная работа, включает в себя групповую, индивидуальную психотерапию и психодинамические телесные ресурсные практики.

 

  1. Групповая работа, периодичность один раз в неделю – 1000 рублей до 2 часов.
  2. Индивидуальная работа, периодичность один раз в неделю – 1300 рублей 60 минут.
  3. Психодинамические ресурсные практики, один раз в неделю, групповые занятия – 300 рублей, 60 мин, индивидуальные –  600 рублей, 60 минут (занятия проводятся удаленно, по скайпу или вацапу).

Итого: Стоимость комплексного подхода составляет – от 2600 до 2900 рублей в неделю! Это, если так разобраться, средняя стоимость одного приема у психолога в г. Санкт-Петербург.

     © 20015 - 20018  Психолог Колесников Владислав                                                                                                                                                  Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.