Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе.
Материал: вопросы анкеты (смотрите внизу страницы), лист для ответа, ручка.Инструкция
Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.Обработка результатов
Для возможности дифференцирован детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1. | 1 | 3 | 0 |
2. | 0 | 1 | 3 |
3. | 1 | 0 | 3 |
4. | 3 | 1 | 0 |
5. | 0 | 3 | 1 |
6. | 1 | 3 | 0 |
7. | 3 | 1 | 0 |
8. | 1 | 0 | 3 |
9. | 1 | 3 | 0 |
10. | 3 | 1 | 0 |
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2) 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3) 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5) Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Помните, что результаты одного теста не дают 100% гарантии, они только указывают на наличие или отсутствие возможной проблемы. Однозначный диагноз может поставить только специалист.
Поделиться с друзьями: