+7 (964)379-55-92
Записаться на консультацию
ежедневно с 10.00 до 22.00

Диагностика уровня школьной мотивации

Нарушение или отсутствие школьной мотивации возникает при воздействии различных факторов обусловленных как состоянием здоровья ребёнка, так и воздействием окружающей среды. Нарушение школьной мотивации приводит к дезадаптации ребёнка в кругу сверстников и низкой школьной успеваемости. 
 
При показателях по шкале Лускановой 19 балов и ниже рекомендуется обратиться к специалисту. 

 

Анкета на основе методики оценки уровня школьной  мотивации Н. Г. Лускановой

Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе.

Материал: вопросы анкеты (смотрите внизу страницы), лист для ответа, ручка.
 

Инструкция 

Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. 
 

Обработка результатов

Для возможности дифференцирован детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

 
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1. 1 3 0
2. 0 1 3
3. 1 0 3
4. 3 1 0
5. 0 3 1
6. 1 3 0
7. 3 1 0
8. 1 0 3
9. 1 3 0
10. 3 1 0
 

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

 

1)  25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

 

2)  20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

 

3)  15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

 

4)  10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

 

5)   Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

Помните, что результаты одного теста не дают 100% гарантии, они только указывают на наличие или отсутствие возможной проблемы. Однозначный диагноз может поставить только специалист.